Если бы категория спортивных седанов была школьной, BMW 3 серии был бы капитаном футбольной команды и, возможно, команды по дебатам … и шахматного клуба. Он популярен (обычно в США ежегодно продается от 90 000 до 100 000 единиц), и все хотят быть похожими на него (Cadillac — лишь самый свежий пример, смело противопоставляющий свой грядущий седан ATS 3 серии в рекламе). И так было всегда.
Улучшенный, более просторный салон, большая мощность и существенно увеличенный расход бензина вдохнули новую жизнь в обновленный седан BMW 3 серии 2012 года выпуска, который должен продолжать доминировать на рынке спортивных седанов.
Переделана только версия седана 3-й серии, шестое поколение которой представлено в вариантах 328i и 335i. Купе, кабриолет и высокопроизводительный M3 будут выпускаться еще два модельных года в их нынешнем виде. Универсал предыдущего поколения продается как 2012 года выпуска, а в следующем году будет обновлен дизайн.
Сейчас в продаже седаны 2012 года выпуска поставляются только с задним приводом. Осенью 2012 года появятся полноприводные версии с суффиксом “xi”, а также первый в истории гибрид 3 серии — седан ActiveHybrid3. Вариант 335d с чистым дизельным двигателем в настоящее время снят с производства, но, скорее всего, он вернется, как только BMW разработает новый четырехцилиндровый дизельный двигатель.
На момент выпуска седана 328i и 335i выпускались в базовой комплектации плюс три “линейки” — современная, роскошная и спортивная. Каждая из них представляет собой дополнительный пакет со своей тематикой интерьера и внешними косметическими доработками. В Sport Line также добавлены несколько изменений, ориентированных на производительность. Я протестировал все эти версии.
Осенью появится новая комплектация, получившая название M Sport, с более агрессивным экстерьером и элементами интерьера в спортивной тематике. BMW заботится о деталях, но пакеты M Sport обычно включают в себя некоторые улучшения характеристик, такие как более спортивная подвеска.
Экстерьер и стиль
Компания BMW закрыла книгу о нелепой эпохе дизайна, которую возглавил главный дизайнер американского происхождения Крис Бэнгл. Уходящая 3-я серия, пожалуй, единственная машина BMW, которая избежала чего-то большего, чем скользящий удар уродливой палкой-браслетом. Несмотря на это, я по-прежнему считаю, что седан 2012 года стал лучше, хотя многие наблюдатели сочли его слишком простым. То, как узлы фар перетекают в более объемные решетки радиатора, придает автомобилю широкий вид, который противоречит небольшому уменьшению ширины по сравнению с 2011 годом. Автомобиль стал почти на 4 дюйма длиннее. Сами световые кластеры отличаются от других недавних редизайнов BMW: вместо полупрозрачно-белых накладок, которые, похоже, должны были быть удалены после отправки, каждая из фар нового автомобиля имеет более приятную серебристую полоску со светодиодными вставками.
Уровень отделки определяет количество и отделку планок решетки радиатора: глянцевый черный цвет обозначает спорт, а хромированная отделка подчеркивает роскошь. Современный дизайн подчеркивает разницу благодаря внешнему виду из матового алюминия. Отделка нижних воздухозаборников также варьируется в зависимости от трех моделей. Комплектация M Sport получит более агрессивную переднюю часть с увеличенными отверстиями в решетке радиатора, колесными дисками с метками M и расширяющимися кулисами.
Революция в трансмиссии
Самая большая новость для седана 2012 года выпуска — это улучшенная трансмиссия, в том числе новый двигатель модели 328i, мощность и экономичность которого выше, чем у 328i 2011 года выпуска. И это несмотря на то, что у него четырехцилиндровый двигатель вместо рядного шестицилиндрового — чего BMW не продавала здесь с 318i 1999 года выпуска. Чем отличается этот двигатель? Непосредственный впрыск, регулировка фаз газораспределения и турбонаддув с двойной спиралью — технологии, которые BMW объединяет и называет “TwinPower Turbo”.
328i, оснащенный либо шестиступенчатой механической, либо новой восьмиступенчатой автоматической коробкой передач, уверенно стартует с места. Вы никогда бы не догадались, что сидите за рулем четырехцилиндрового двигателя, и уж точно не четырехцилиндрового с турбонаддувом. Крутящий момент ощущается практически мгновенно. Хотя номинальная мощность увеличилась всего на 10 лошадиных сил по сравнению с седаном 2011 года, до 240 л.с., крутящий момент вырос на 60 фунт-фут, до 260, и он достигает 1250 оборотов в минуту по сравнению с 2750 оборотами в минуту. (Сравните два модельных года).
Конечно же, когда я ехал по шоссе на автоматической 328i, даже при подъеме на умеренные уклоны стрелка тахометра колебалась ниже 1500 оборотов в минуту. Блестяще. Это объясняет, что, по оценкам EPA, скорость автоматической трансмиссии в городе / на шоссе составляет 23/33 миль на галлон, что значительно выше, чем в 2011 году, когда она составляла 18/28 миль на галлон с любой коробкой передач. У седана с шестиступенчатой механической коробкой передач преимущество на шоссе составляет 1 миль на галлон: 23/34 миль на галлон. Есть и еще одно преимущество: по словам BMW, скорость разгона до 60 миль в час немного выше. Скорость достигает 60 за 5,7 секунды, а «автомат» — за 5,9 секунды. Больше не считается само собой разумеющимся, что механическая передача быстрее, и хотя восьмиступенчатая трансмиссия BMW переключается быстро, это не тот тип коробки передач с двойным сцеплением, который всегда переключается быстрее, чем мог бы человек. А поскольку механическая передача выше, вы можете разогнаться до 60 миль в час всего за одно переключение.
Имейте в виду, что здесь мы говорим о 328i, а не о более мощном 335i, трансмиссия которого не изменилась по сравнению с 2011 годом, а о восьмиступенчатом автомате, заменяющем предыдущую шестиступенчатую. 3,0-литровый рядный шестицилиндровый двигатель с турбонаддувом выдает 300 л.с. и 300 фунт-фут крутящего момента. Вы чувствуете и слышите разницу благодаря большей настойчивости шестицилиндрового двигателя и приятному звуку выхлопных газов. (328i звучит респектабельно при ускорении, но на холостом ходу у него слабый дизельный звук. Хотя двигатели с прямым впрыском работают хорошо, их механический звук часто бывает хриплым.) BMW оценивает время разгона 335i до 60 с нуля в 5,4 секунды.
Лучший в своем классе пробег
Предполагаемый комбинированный пробег 328i по городу и шоссе составляет 26 миль на галлон, или 27 миль на галлон с механической коробкой передач, по сравнению с 22 милями на галлон с любой коробкой передач в 2011 году. Для сравнения, самые экономичные версии Audi A4 и Mercedes-Benz C-Class развивают скорость 25 миль на галлон, несмотря на их меньшую мощность. В 2012 году 335i также увеличит скорость с 19/28 до 20/30 миль на галлон с механической коробкой передач и с 19/28 до 23/33 миль на галлон с автоматической. В совокупности с 26 милями на галлон автоматический 335i превосходит аналогичные Mercedes C350 с 23 милями на галлон и Infiniti G37 с 22 милями на галлон.
Иногда значительное улучшение пробега достигается за счет компромиссов, но у 3 серии их немного. Как я подробно описал в своем обзоре 5-й серии, система эффективной динамики BMW включает рекуперативное торможение, при котором генератор автомобиля заряжает аккумулятор при движении накатом и торможении, но отключается от двигателя при ускорении. В 5-й серии чрезмерно агрессивная регенерация с помощью автоматической коробки передач привела к нелинейному торможению, неподходящему для “совершенной машины для вождения”. К счастью, это, похоже, не относится к 3-й серии 2012 года.
Как уже отмечалось, автомобиль стал быстрее, чем когда-либо. Восьмиступенчатая трансмиссия переключается быстро и плавно, и она не слишком долго колеблется, прежде чем перейти на обгон, особенно в режимах «Комфорт» или «Спорт», выбираемых системой управления динамикой вождения, которые также изменяют чувствительность акселератора и усилителя рулевого управления. Новый режим Eco Pro делает педаль акселератора устойчивой к ускорению (если не выжимать ее в пол), а трансмиссию быстро переключать на более эффективные передачи. В нижней части тахометра также установлен простой датчик, который поможет вам экономно управлять автомобилем. Менеджер по продуктам 3 серии сказал, что он достиг скорости 41 миль на галлон на шоссе в этом режиме благодаря “гипермиляции”, стратегии, известной поочередно как “затормаживание движения” и “езда как на иголках”.
Похоже, мы уходим в прошлое, когда шины с низким сопротивлением качению можно было назвать устойчивыми к сцеплению. Несмотря на наличие слова “efficient” в названии, 18-дюймовые летние шины Goodyear EfficientGrip также демонстрируют “сцепление”. (Шины Continental ContiSport Contact и Pirelli Cinturato также устанавливались на тестовые автомобили; несколько брендов поставляют резину для оригинального оборудования.) Это еще один шаг вперед в повышении эффективности без обычного шага назад.
Компромисс с небольшим пробегом
Единственная неисправность, связанная с пробегом, — это стандартная функция автозапуска, которая выключает двигатель при полной остановке и перезапускает его, когда вы снимаете ногу с тормоза (автоматическая коробка передач) или выжимаете сцепление (ручная). Лучшее, что я могу сказать об автоматическом останове-запуске, это то, что его проще всего отключить: кнопка отключения находится рядом с кнопкой запуска двигателя. Вы, вероятно, воспользуетесь им с толком, потому что двигатели запускаются с трудом. 335i более плавный, чем 328i, но ни один из них не сравнится с плавностью, которую мы привыкли ожидать от гибридов. Даже бросающаяся в глаза функция старт-стоп Porsche лучше этой. Если звук и ощущения от них сравнительно плавные, то 3-я серия звучит и ощущается как запуск двигателя, и делает это с большей вибрацией, чем когда вы нажимаете кнопку стартера после того, как сели в машину.
Как я часто и последовательно говорю в последнее время об обновленных моделях BMW, вам не нужна модернизация двигателя. 328i, вероятно, еще больше сократит долю 335 в продажах — примерно на 30 процентов к концу 2011 модельного года. Однако разница между ними очевидна: 335i значительно интереснее. Если у вас есть какие-либо намерения гонять на автомобиле 3 Series по гоночным трассам, то этот вариант лучше. На калифорнийской Laguna Seca я постоянно обнаруживал, что торможу слишком поздно на 328i, отчаянно пытаясь удержать скорость, над созданием которой я работал. У 335i было дополнительное мужество, необходимое для достижения соответствующих скоростей.
Более мягкий, но все же BMW
Как и многие недавние редизайны BMW, 3-я серия была смягчена. Обычная подвеска базовой, современной и роскошной компоновки лучше устраняет дорожные неровности, чем у предыдущего поколения, но при этом обеспечивает больше движений кузова, в том числе неожиданную степень крена кузова — то, что больше не является неизбежным компромиссом. Несмотря на это, автомобиль сохраняет свой легендарный баланс передней и задней частей после незначительной недостаточной поворачиваемости в поворотах.
В результате модернизации обычный гидроусилитель рулевого управления заменен электрическим усилителем. Для своего типа он хорошо выполнен. Я бы не сказал, что он так же хорош, как старый стандарт, с точки зрения обратной связи, но уровень помощи не меняется при изменении скорости, как у некоторых электрических систем. Говоря о erratic, спорная опция активного рулевого управления была снята с производства и заменена более простой опцией рулевого управления с изменяемым передаточным отношением, которая обеспечивает больший угол поворота при меньшем повороте руля.
Sport line расположен на 10 мм ниже благодаря более жесткой подвеске. Кроме того, это единственная версия с адаптивной подвеской за 900 долларов, на которой я ездил. Он больше похож на предыдущее поколение, с лучшим управлением кузовом и приемлемыми ездовыми качествами. Спортивные настройки заметно жестче, чем комфортные, но не такие жесткие, как у ранних образцов этой технологии.
Откровенно говоря, для автомобиля, который, по утверждению BMW, приобретается в первую очередь для спортивного вождения, все версии 3 серии могли бы обойтись более жесткой ездой Sport Line.
В салоне
Говоря о том, что все сходит с рук, как такие автомобили, как 3 Series и Mercedes-Benz C-Class, обходятся без сидений из искусственной кожи в базовой комплектации? Это убедительный винил, но все же. Отделка под имитацию металла также подчеркивает обшивку base 3, но в остальном отделка высококачественная. Мягкие на ощупь поверхности простираются до самых нижних дверных панелей.
Все три линии отделки салона подчеркивают качество кожаной обивки, хотя в 328i регулировка мощности поставляется в комплекте с другими функциями в отдельном дополнительном пакете стоимостью 3600 долларов. Сиденья с электроприводом входят в стандартную комплектацию 335i. В Sport Line установлены спортивные передние сиденья с более выступающими боковыми подушками. Алюминиевая отделка в Sport Line выполнена с рисунком и текстурой — то, что я ожидал от Audi, и это хорошо. Современная линейка, которую я тестировал, имела бежевые грани, соответствующие цветовой палитре, и деревянную отделку с “открытыми порами”, которая имеет рельефную текстуру, как будто ее протерли, создавая нечто похожее на песчаные наносы. Мне нравится идея, потому что она такая уникальная, но она не похожа на натуральное дерево. Возможно, лучше подойдет светлая морилка.
Передние сиденья имеют приятный длительный ход и оставляют достаточно места для ног. Увеличенная общая длина и колесная база 2012 года увеличили пространство для ног на заднем сиденье, что было крайне необходимо. Пространство для ног по-прежнему зависит от пассажиров на передних сиденьях, но я не буду наказывать BMW за щедрый проезд на передних сиденьях. Пол достаточно высокий, чтобы поднимать колени больше, чем я ожидал, но короткие поездки — и низкорослые пассажиры — должны быть в порядке вещей.
Эргономичные достижения и промахи
Дизайн и компоновка автомобиля характерно просты, но более стильны, чем у предыдущего поколения. Есть и положительные, и отрицательные стороны эргономики. Большой успех: После истории некачественных подпружиненных подстаканников BMW наконец сдалась и встроила два функциональных отверстия в центральную консоль рядом с приборной панелью. Словно стесняясь такой подачки американской жажде, BMW поставляет съемный чехол, который скрывает их и одновременно служит подносом для “всякой всячины”.
Кнопки управления динамикой вождения теперь представляют собой кулисный переключатель в стиле других недавних редизайнов BMW. Это позволяет переключаться между различными режимами, не нажимая на кучу отдельных кнопок. Многофункциональный контроллер iDrive теперь входит в стандартную комплектацию с 6,5-дюймовым дисплеем, и, как и в случае с подстаканниками, BMW наконец-то сделала это правильно. (Опция навигации добавляет 8,8-дюймовый экран.) Хотя он и не мой любимый, ручное переключение передач улучшено по сравнению с предыдущим поколением. В нем чувствуется больше связи.
К сожалению, автоматическая коробка передач new 3 по-прежнему оснащена пружинистым переключателем передач в стиле тумблера, а ручка указателя поворота аналогичным образом смещается назад к центру, вместо того чтобы оставаться в этом положении до завершения поворота. Если в этом дизайне и есть преимущество, то оно не в водителе.
Объем багажника теперь составляет 13,7 кубических фута, по сравнению с 12 кубическими футами предыдущего поколения. Менее респектабельным является необходимость доплачивать за откидное заднее сиденье — еще одно нарушение, за которое BMW и Mercedes никогда не привлекаются к ответственности. В готовящемся к выпуску ActiveHybrid3 дополнительное складывающееся заднее сиденье полностью не стеснено, что делает его одним из немногих гибридных седанов, достигших этой цели.
Возможности подключения
По сегодняшним стандартам возможности подключения 3-й серии и интеграция с iPhone обширны и включают стандартную систему BMW Assist, аналогичную OnStar от GM. В автомобиле с функцией BMW Apps iPhone с бесплатным приложением BMW Connected позволяет управлять многими функциями iDrive: веб-радио, интернет-радио Pandora и MOG, календарем, Twitter, Facebook и «Последней милей». Другие смартфоны в настоящее время не поддерживаются.
Безопасность
На момент презентации 3-я серия 2012 года не проходила краш-тестов. Стандартное оборудование для обеспечения безопасности включает фронтальные подушки безопасности и боковые шторки, которые защищают пассажиров спереди и сзади при боковых ударах. Передние сиденья также оснащены боковыми подушками безопасности и активными подголовниками. Как и требуется от всех моделей 2012 года выпуска и более поздних версий, 3-я серия оснащена антиблокировочной системой тормозов и электронной системой стабилизации с контролем тяги.
3-я серия на рынке
Несмотря на то, что 3-я серия 2012 года была немного смягчена, она остается лидером по управляемости, а теперь и по пробегу, без сопутствующих компромиссов. В сочетании с высокой репутацией и престижем бренда, которого не достигли такие компании, как Audi, Cadillac и Infiniti, он кажется неприкосновенным. Ежегодно продается почти столько же автомобилей 3-й серии, сколько Audi A4 и Mercedes C-Class вместе взятых, и я не вижу причин ожидать изменений.